Горы Кент
Останцы в горах Кент

Палатка - уголок тепла в холодном враждебном мире

Походная печка - согреет в лютую стужу

Фотография в зимнем походе, подготовка техники

На лыжне в зимнем походе
© 2013 Алексей Шевченко Яндекс.Метрика
Горы Кент после непогоды
Окрайна села Касым Аманжолова
Среди безмолвных великанов в горах Кент
Туристы лыжники у камней - испалинов в долине Жылысай
Спуск с перевала десяти минут в долину Жылысай в горах Кент
Остатки деревни Жылысай в горах Кент
Закат из долины Жылысай в горах Кент
Пустующий зимой домик лесника в горах Кент
Группа туристов лыжников из Нижнего Новгорода в горах Кент
При подъеме на хребет в горах Кент
Заготовка дров для печки в лыжном походе
Предупреждающая табличка во дворе домика лесника
Маришка в новом анораке в горах Кент
Привал - место задуматься и перевести дух в походе
Толик следит за костром

Аварийные и кризисные ситуации на маршруте или безопасность в походе

Занятие активным туризмом является потенциально опасным для жизни и здоровья, и главной задачей перед каждым туристом всегда становится обеспечение безопасности своей и своих товарищей. И тут возникает множество вопросов: с чего начинается и как лучше решить эту задачу.

И многие из нас на поверхности скорей всего найдут достаточно очевидное решение: «Чтобы люди не ходили, куда не надо, а ходили только, куда они могут ходить, им надо запретить ходить в первом случае и, наоборот, во втором, дать им в наставники деспота-руководителя», на первый взгляд кажется, что вопрос решён. А чтобы люди участвовали в этой системе необходимо создать систему значков и поощрений, а лучше превратить в спорт.

Подобная схема запретов и разрешений была принята в СССР, и до сих пор по ней путешествуют множество туристо в странах бывшего соцлагеря. У подобной системы есть лишь один недостаток – статистика, упорно говорящая, что аварийность и смертность в туризме в СССР была в 6 раз выше, чем в Европейских странах, притом, что туристов было примерно в столько же раз меньше. Этому есть много причин и объяснений. Например, человек подготовил так или иначе маршрут, пришел защищать его в МКК, несмотря или благодаря обязательно присутствующему в МКК бардаку защищает маршрут, получая бумажку о том, что он может пройти этот маршрут. Конечно, МКК и понятия не имеет об уровне подготовки туриста и о соответствие заявляемого маршрута его силам. И что вы думаете дальше? Конечно же, горе-турист идет вперед, несмотря на изменившуюся ситуацию на маршруте, практически не смотря на непогоду, усталость и болезни - у него же есть бумажка, со штампиком, где ясно сказано, что маршрут ему по силам. Вот вам и авария. Прискорбно.

Турист, помни! Физкультура это не спорт, спорт - это профессия, а не отдых.

Кроме этого, разрешительно-запретительная система противна самому человеческому нутру. Какой смысл из рамок большого города переезжать в рамки маршрутной книжки? Люди ходят в горы отдыхать, они хотят быть свободными и независимыми, и, как не странно, это и есть залог безопасности. Люди рождаются свободными и равными в своих правах и достоинстве, а со свободой приходит и личная ответственность. Каждый идущий в горы должен понимать, что может оказаться в ситуации, несущей опасность жизни и здоровью, в которой они смогут рассчитывать только на себя и своих попутчиков. Помня об этом, они планируют и проходят маршрут на свой страх и риск, сами отвечая за свою безопасность, ни при каких условиях не должна быть подвержена опасности жизнь других людей.

Исходя из этого, получаем ряд основополагающих принципов безопасности:

  • Безопасно ходят только свободные люди, ибо только свободные люди сами отвечают за свою жизнь и здоровье
  • Личная ответственность каждого члена группы за свою жизнь и за жизнь своих друзей. Именно на этот принцип существует во всем цивилизованном мире, и статистика его успешности – явное тому подтверждение.

В европейских странах и в голову никому не придет лезть в дела туристической группы, но и группа знает, что вся ответственность лежит на ней.

Все ситуации потенциально угрожающие жизни, здоровью и благополучию туриста называются аварийными. Действия группы в аварийной ситуации состоят из трех этапов:

  • Вход в аварийную ситуацию. Набор признаков, по которым человек определяет, что он в аварийной ситуации и может начать принимать меры к ее устранению. В одних случаях это наступление однозначного события (травма, потеря или поломка снаряжения), в других это набор признаков по которым можно прогнозировать аварию, если не предпринять действия (обильные снегопады – угроза лавины, битые камни под ногами – возможность камнепада и т.д.).
  • Действия в авариной ситуации – те решения и действия, которые турист принимает для устранения угрозы жизни и здоровья и минимизации потерь.
  • Выход из аварийной ситуации – обстоятельства, при которых мы понимаем, что угрозы больше нет (закончился опасный участок, снег после снегопада слежался, доставили пострадавшего в город).

До выхода на маршрут, в городе необходимо провести работы по управлению рисками. Разобрать все возможные опасные ситуации по вероятности их возникновения и возможным последствиям и провести анализ по описанному алгоритму.

В лыжном походе в горы Кент можно выделить следующие возможные опасности, которые могут привезти к проблемным или аварийным ситуациям. Этот список в общем случае верен для большинства лыжных и горных походов, но не описывает всех возможных ситуаций.

Опасные ситуации во время заброски:

  • Опоздание на поезд, и другие ситуации ведущие к смене парядка заброски;
  • Утеря багажа, документов;
  • Действие преступных элементов;
  • Проблемы с правоохранительными органами и таможней;
  • Непредвиденные ситуации на транспорте;
  • Погодные явления на этапе заброски.
  • Административные вопросы на местном уровне с заповедниками, национальными парками и т.д.;

Данные ситуации, как правило, не угрожают жизни и здоровью напрямую, но несут различного рода неприятности и могут привести к отмене похода. Сложность данных опасностей заключается в том, что они зависят в большей мере третьих лиц.

Места вероятного возникновения аварийных ситуации на маршруте:

  • Холод. Гипотермия в лыжном походе основная и постоянная опасность для туриста. Все участники группы должны уметь разводить костер и при себе всегда иметь все для этого необходимое.
  • Печка. В лыжном походе туристы используют дровяные печи для обогрева палатки. Печи могут привести к пожару – потери палатки, снаряжения; ожогам, порче снаряжения. Палатки сгорают полностью, со всем снаряжением, буквально за несколько секунд.
  • Лавинная опасность. В горах Кент лавинная опасность выражена слабо, где лавиноопасно – туда не забраться, в остальных местах, как правило, не лавиноопасно.
  • Бураны. Сильный ветер, низовая метель, буря ухудшает видимость, можно потеряться и в итоге риск гипотермии, а так же потеря и порча снаряжения из-за сильного ветра. Бураны опасны при выходе на открытые участки в степь.
  • Передвижение на лыжах. Катание на лыжах с рюкзаком за плечами – сложное мероприятие, которое может привести к травмам в случае падения.
  • Дикие животные. Все дикие нормальные дикие животные боятся людей и обходят группу стороной. Нападения на группу туристов случаются крайне редко, но егеря национального парка предупреждают о наличие волков в Каркаралинском национальном парке.
  • Потеря и поломка снаряжения.

Перед походом, как уже говорилось, необходимо разработать регламент действия во всех возможных аварийных ситуациях.