Палатка - уголок тепла в холодном враждебном мире
Походная печка - согреет в лютую стужу
Фотография в зимнем походе, подготовка техники
Занятие активным туризмом является потенциально опасным для жизни и здоровья, и главной задачей перед каждым туристом всегда становится обеспечение безопасности своей и своих товарищей. И тут возникает множество вопросов: с чего начинается и как лучше решить эту задачу.
И многие из нас на поверхности скорей всего найдут достаточно очевидное решение: «Чтобы люди не ходили, куда не надо, а ходили только, куда они могут ходить, им надо запретить ходить в первом случае и, наоборот, во втором, дать им в наставники деспота-руководителя», на первый взгляд кажется, что вопрос решён. А чтобы люди участвовали в этой системе необходимо создать систему значков и поощрений, а лучше превратить в спорт.
Подобная схема запретов и разрешений была принята в СССР, и до сих пор по ней путешествуют множество туристо в странах бывшего соцлагеря. У подобной системы есть лишь один недостаток – статистика, упорно говорящая, что аварийность и смертность в туризме в СССР была в 6 раз выше, чем в Европейских странах, притом, что туристов было примерно в столько же раз меньше. Этому есть много причин и объяснений. Например, человек подготовил так или иначе маршрут, пришел защищать его в МКК, несмотря или благодаря обязательно присутствующему в МКК бардаку защищает маршрут, получая бумажку о том, что он может пройти этот маршрут. Конечно, МКК и понятия не имеет об уровне подготовки туриста и о соответствие заявляемого маршрута его силам. И что вы думаете дальше? Конечно же, горе-турист идет вперед, несмотря на изменившуюся ситуацию на маршруте, практически не смотря на непогоду, усталость и болезни - у него же есть бумажка, со штампиком, где ясно сказано, что маршрут ему по силам. Вот вам и авария. Прискорбно.
Турист, помни! Физкультура это не спорт, спорт - это профессия, а не отдых.
Кроме этого, разрешительно-запретительная система противна самому человеческому нутру. Какой смысл из рамок большого города переезжать в рамки маршрутной книжки? Люди ходят в горы отдыхать, они хотят быть свободными и независимыми, и, как не странно, это и есть залог безопасности. Люди рождаются свободными и равными в своих правах и достоинстве, а со свободой приходит и личная ответственность. Каждый идущий в горы должен понимать, что может оказаться в ситуации, несущей опасность жизни и здоровью, в которой они смогут рассчитывать только на себя и своих попутчиков. Помня об этом, они планируют и проходят маршрут на свой страх и риск, сами отвечая за свою безопасность, ни при каких условиях не должна быть подвержена опасности жизнь других людей.
Исходя из этого, получаем ряд основополагающих принципов безопасности:
В европейских странах и в голову никому не придет лезть в дела туристической группы, но и группа знает, что вся ответственность лежит на ней.
Все ситуации потенциально угрожающие жизни, здоровью и благополучию туриста называются аварийными. Действия группы в аварийной ситуации состоят из трех этапов:
До выхода на маршрут, в городе необходимо провести работы по управлению рисками. Разобрать все возможные опасные ситуации по вероятности их возникновения и возможным последствиям и провести анализ по описанному алгоритму.
В лыжном походе в горы Кент можно выделить следующие возможные опасности, которые могут привезти к проблемным или аварийным ситуациям. Этот список в общем случае верен для большинства лыжных и горных походов, но не описывает всех возможных ситуаций.
Опасные ситуации во время заброски:
Данные ситуации, как правило, не угрожают жизни и здоровью напрямую, но несут различного рода неприятности и могут привести к отмене похода. Сложность данных опасностей заключается в том, что они зависят в большей мере третьих лиц.
Места вероятного возникновения аварийных ситуации на маршруте:
Перед походом, как уже говорилось, необходимо разработать регламент действия во всех возможных аварийных ситуациях.